Заявление

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Первичным документом процедуры присоединения является решение учредителей[1]. Если учредителями являются два или более лица, принятое решение оформляется протоколом общего собрания. Решение о реорганизации в бюджетных организациях оформляется приказом вышестоящего органа, в чьем подчинении находятся присоединяемая и принимающая организации.

Наличие оформленного решения обязательно (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Особенности реорганизации путем присоединения закреплены в абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ. Согласно указанной норме, организация, к которой производится присоединение, считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Присоединенное юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к принимающей организации (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Это касается и обязательств в рамках трудовых отношений.

Частью 2 ст. 75 ТК РФ установлено, что смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудового договора с работниками, не являющимися руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. То же закреплено и в отношении бюджетных организаций (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).

Следовательно, работников присоединяемой организации по основанию «ввиду реорганизации» увольнять нельзя.

УВЕДОМЛЯЕМ РАБОТНИКОВ О РЕОРГАНИЗАЦИИ

О факте предстоящей реорганизации работодатель уведомляет работников. Поскольку они имеют право отказаться от продолжения работы после реорганизации, важно запросить у каждого согласие на продолжение трудовых правоотношений. В случае отказа  трудовой договор с работником должен быть прекращен в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ (ч. 6 ст. 75 ТК РФ),

  • Анализ норм гражданского и трудового законодательства позволяет сделать вывод о необходимости вручения работникам присоединяемой организации письменного уведомления (пример 1), в котором следует отразить:
  • Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
  • • переход к принимающей организации прав и обязанностей по заключенным трудовым договорам;
  • • необходимость выразить согласие или несогласие работника на продолжение работы;
  • Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

• последствие отказа — увольнение, по которому не предусмотрена выплата выходного пособия (ст. 178 ТК РФ).

  1. Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
  2.  Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
  3. Оформление и вручение работникам уведомлений осуществляется работодателем до момента реорганизации.
  4. Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
  5. Оригиналы уведомлений, содержащих собственноручные записи работников о получении, согласии/несогласии на продолжение работы, на перевод (при наличии такового) хранятся в присоединяемой организации (например, в составе личных дел) и вместе с трудовыми договорами, иной кадровой документацией, а также трудовыми книжками работников, давших согласие на продолжение работы, передаются в кадровую службу «принимающего» юридического лица.        

Если работник отказался от продолжения трудовых отношений

Увольнение работников, отказавшихся от продолжения трудовых отношений в связи с присоединением, по мнению автора статьи, следует производить по текущему месту работы, так как трудовые отношения с организацией-правопреемником еще не возникли.  

Увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ должно состояться на дату реорганизации. Это последний день, когда присоединяемое юридическое лицо являлось действующим вплоть до 24 ч. 00 мин. Данная позиция подтверждена Высшим Арбитражным Судом РФ, давшим разъяснение о применении п. 8 ст.

63 ГК РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2020 № 14140/11 по делу № А27-17017/2009, устанавливающему факт завершения ликвидации юридического лица, указано, что организация считается ликвидированной с даты, следующей за датой внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Увольнение по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ранее даты реорганизации, внесенной в ЕГРЮЛ, может быть оспорено в суде и признано незаконным ввиду отсутствия данной возможности в Трудовом кодексе РФ. Следовательно, условия трудового договора, включая трудовую функцию, размер заработной платы и иные условия, должны быть сохранены с даты уведомления до даты реорганизации.

По мнению Роструда, если смена собственника сопряжена с заменой работодателя, то увольнение работника по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ — прерогатива «нового» работодателя[2].

Нередко в связи с реорганизацией возникает необходимость сокращения штата работников принимающей организации, которое может быть осуществлено только после завершения присоединения.

Хотя увольнение работников по сокращению относится к компетенции работодателя[3], запуск этой процедуры в присоединяемой организацией после вручения работникам уведомлений о реорганизации имеет высокорисковый характер, а увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет признано незаконным.

Данный вывод подтвержден и в Докладе Роструда: «при смене собственника имущества новый собственник имеет право проводить мероприятия по сокращению численности или штата работников только после государственной регистрации перехода права собственности»[4].

ОФОРМЛЯЕМ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РАБОТНИКАМИ В ПРИНИМАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В принимающей организации на момент завершения присоединения должно быть утверждено новое штатное расписание, включающее должности для работников, которые переходят из присоединенной организации. Оно должно вступить в силу с даты регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Если при реорганизации работник переводится на другую работу, оформляется приказ о переводе[5].

Факт реорганизации должен быть отражен в трудовой книжке работника в разделе «Сведения о работе» (пример 3). Согласно Инструкции о заполнении трудовым книжек[6], запись следует делать о переименовании организации, которое является конечным результатом реорганизации. Порядковый номер записи не присваивается и оттиск печати после нее не ставится. Согласно п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения им работодателей[7], печать работодателя предусмотрена только после записи об увольнении.

При заполнении раздела 4 трудовой книжки Роструд[8] рекомендует использовать реквизиты документов, в соответствии с которыми выносилось решение о реорганизации.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

В личных карточках работников[9] отметка о реорганизации должна быть сделана в строке с наименованием работодателя.

В 2020 г. у работодателя в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» (далее — Порядок; Постановление № 730п) появилась обязанность по внесению данных в СЗВ-ТД, куда также вносятся сведения и о реорганизации (Приложение № 2).

Срок подачи сведений в 2020 г. — до 15 числа календарного месяца, следующего за месяцем кадрового события.

Порядок реорганизации бюджетного учреждения

Орлова О. Е., эксперт журнала

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями.

Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения.

О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО[1] и иными нормативными актами.

Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539[2]).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения

Форма реорганизации Описание правопреемства Вид правопреемства
Слияние Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению Универсальное
Присоединение К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения Универсальное
Разделение Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом Сингулярное
Выделение При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом Сингулярное
Преобразование При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст.

17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ.

Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным.

Как указал суд[13], правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

Читайте также:  Споры об ученическом отпуске по справке-вызов? Интересная ситуация

Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности.

Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

В какие сроки надо провести процедуру

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится.

Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию.

Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.

Как провести реорганизацию

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.

2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму.

Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Дополнительно: как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция

Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.

Шаг 1

Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе на основании ст. 34 закона №161-ФЗ необходимо указать цели деятельности нового учреждения, наименование учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.

Шаг 2

Подать уведомление о начале процедуры реорганизации в ФНС по форме №Р12003. Документ подписывает руководитель унитарного предприятия. Срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения.

Шаг 3

В течение 30 дней о реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов. Эту информацию передают в письменной форме каждому из известных лиц и дополнительно публикуют в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4

Собственник утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и законе №161-ФЗ не указано, что этот акт нужен при реорганизации путем преобразования, при выделении и разделении он обязателен.

Шаг 5

Последний этап — передать все документы в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней со дня уведомления всех кредиторов. Понадобятся:

  • заявление по форме №Р12001;
  • учредительные документы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Останется только дождаться документов, и процедура завершена.

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
Процесс реорганизации — не повод для расторжения трудовых договоров с сотрудниками, как заявлено в законе №161-ФЗ. Но сами работники вправе отказаться продолжить трудиться, если изменились условия работы.

Последствия отказа от проведения процедуры

Если собственники унитарного предприятия не начали процесс в установленные сроки, после 1 января 2025 года ФАС подаст иск, и в судебном порядке учреждение ликвидируют. Отдельная пошаговая инструкция по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрена, ориентироваться следует на общие нормы гражданского законодательства.

Услуги по реорганизации в форме присоединения — Юридическая группа

Прежде, чем рассматривать какими нюансами обладает реорганизация (или ликвидация учреждения), каким путем она проходит и каким образом возможна её отмена, разберёмся, что такое «присоединение».

Присоединение представляет собой прекращение функционирования одной или нескольких компаний с передачей всех прав другой компании.

Как уже отмечалось выше, реорганизация компании этим путем осуществляется для того, чтобы сохранить фирму, несмотря на то, что реорганизация юридического лица, в том числе государственного учреждения, в этой форме сопровождается с передачей всех прав другому юридическому лицу.

Однако иногда реорганизация юридического лица, в том числе государственного учреждения, этим путем проводится с целью достижения более эффективных результатов работы юридического лица.  Реорганизация лица в этом случае возможна при условии, что вторая компания имеет схожую цель деятельности.

При возникновении вопросов, проконсультируйтесь БЕСПЛАТНО у ведущего юриста по арбитражным делам.

В самом общем виде реорганизация в форме присоединения, в том числе государственного учреждения, представляет собой следующую последовательность действий:

  • Основная и присоединяемая компании принимают решение о том, что необходима реорганизация в рассматриваемой нами форме.
  • Официальный документом, подтверждающим факт, что реорганизация в этой форме одобрена обоими сторонами, является Протокол совместного собрания.
  • Составление и подписание договора о реорганизации в форме, именуемой присоединением.
  • Уведомление регистрирующего органа и всех внебюджетных фондов России о том, что планируется реорганизация. Сделать это требуется в течение 3-х рабочих дней после принятия решения о реорганизации юридического лица. В регистрирующем органе помимо специальной формы необходимо предоставить Протокол совместного собрания и решения обеих фирм, свидетельствующие об их согласии на проведение описываемого в статье мероприятия.
  • Подача объявления о том, что проведена реорганизация, например, государственного учреждения, в определенной форме в «Вестник государственной регистрации». Делается это 2 раза с перерывом в месяц.

После опубликования объявления о том, что проведена реорганизация, например, государственного учреждения, в определенной форме в «Вестнике государственной регистрации», необходимо вновь отправиться в регистрирующий орган. В этот раз его сотрудникам требуется предоставить такой нижеперечисленный пакет документации:

  • заявление с просьбой закрыть присоединяемую организацию; оно заполняется по унифицированной форме, кодовое название которой – Р16003;
  • договор о реорганизации в форме присоединения;
  • передаточный акт;
  • копии публикаций в указанной выше газете (несмотря на то, что сотрудники регистрирующего органа обязаны самостоятельно проверять этот факт, предоставление копий будет не только не лишним, но и ускорит их работу).

Реорганизация в форме присоединения, в том числе государственного учреждения, считается выполненной для присоединяемого юридического лица  в момент внесения записи о прекращении деятельности этого юридического лица в соответствующий государственный реестр. Отметим, что иногда может быть проведена отмена реорганизации этим путем.

Реорганизация фирмы путем присоединения, в том числе государственного учреждения, в некоторых случаях может быть признана неправомерной, а также может быть проведена отмена. Для этого в суд с соответствующим требованием должны обратиться ее участники – уполномоченные лица основного юридического лица или присоединяемого юридического лица.

О том, почему отмена требует обращения в суд, буде рассказано чуть позже. Российское законодательство также допускает обращение в суд и других лиц.

В любом случае необходимо помнить, что подать исковое заявление с просьбой признать тот факт, что реорганизация, в том числе государственного учреждения, в любой форме незаконна, или необходима ее отмена, можно только в течение 3-х месяцев с дня внесения соответствующей записи в специальный реестр.

Читайте также:  Работодатель не хочет предоставить отпуск за учебу в вузе

Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения

Реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения практически не отличается от реорганизации юридического лица другой формы собственности.

Однако реорганизация бюджетного  учреждения в этой форме имеет одно важно отличие, заключающееся в том, что присоединение одного бюджетного учреждения к другому осуществляется не на основании решения руководства первого бюджетного учреждения и второго бюджетного учреждения, а властей, контролирующих работу как первого бюджетного учреждения, так и второго бюджетного учреждения (на федеральном, региональном или местном уровне). Реорганизация бюджетного учреждения в этой форме в подавляющем большинстве случаев преследует одну из перечисленных ниже целей:

  • ликвидация чрезмерной раздробленности внутри бюджетного учреждения – путем прекращения деятельности подразделений и филиалов учреждения;
  • оптимизация аппарата управления учреждения, в частности, сокращение численности штата учреждения, ликвидация отдельных должностей;
  • создание учреждения, сотрудники которого – специалисты широкого профиля.

Но в любом случае реорганизация бюджетного учреждения в этой форме, в том числе и ее отмена, проводится для повышения эффективности работы учреждения и уменьшения расходов государства на оплату труда руководства учреждения.

Отмена реорганизации в форме присоединения

Реорганизация в описываемой форме, в том числе государственного учреждения, может быть отменена. Однако отмена реорганизации путем присоединения, в том числе государственного учреждения  – не самая простая задача.

В российском законодательстве нет правил по исключению из специального реестра записи о том, что была проведена реорганизация, в том числе государственного учреждения, в определенной форме.

Что делать, если реорганизация, в том числе государственного учреждения, все же требует отмены?

Первое, что требуется сделать для того, чтобы реорганизация, в том числе государственного учреждения, была отменена – оформить документацию с соответствующей просьбой в произвольной форме и направить ее сотрудникам регистрирующего органа. Как правило, представители юридического лица получают отказ, т.е.

отмена реорганизации, в том числе государственного учреждения, описываемым путем не происходит. Если это произошло и отмена реорганизации юридического лица, в том числе государственного учреждения, не произошла, то составляем исковое заявление и обращаемся за защитой своих прав в суд.

С его решением о незаконности действий сотрудников регистрирующего органа можно отправляться для исключения записи о том, что была проведена реорганизация путем присоединения.

Именно таким образом можно добиться того, чтобы произошла отмена реорганизации путем присоединения (в том числе отмена реорганизации рассматриваемым нами путем государственного учреждения).

Ликвидация путем реорганизации в форме присоединения

Если ликвидация производится в виде реорганизации, считается, что произошла ликвидация юридического лица, которое становится частью организации, к которой оно присоединяется. Также ликвидация может повлечь присоединение правопреемника.

Такая ликвидация относится к самым быстрым и простым способам прекращения функционирования юридического лица.

Действующее российское законодательство допускает, чтобы ликвидация юридического лица осуществлялась при наличии у него долгов и непогашенной кредиторской задолженности.

Ликвидация может затронуть несколько предприятий, соответственно к одному предприятию будут присоединяться несколько организаций, в которых происходит ликвидация. Особого рассмотрения требует ликвидация бюджетного учреждения.

Отметим также, что ликвидация при слиянии нескольких компаний длится около 2-х месяцев, ликвидация в случае присоединения к другой фирме также занимает около 2-х месяцев.

Ликвидация юридического лица этим способом отличается от случая, когда ликвидация юридического лица происходит в официальном порядке (ликвидация юридического лица по личной инициативе).

Главное различие состоит в том, что, несмотря на исключение юридического лица из специального реестра (к чему ведёт ликвидация), присоединяемая фирма сохраняет свои права, которые передаются основной фирме.

Ликвидация отличается от привычной продажи другому юридическому лицу или реорганизации тем, что в том случае, если проводится реорганизация, присоединяемая компания фактически продолжает существовать.

Ликвидация может быть произведена альтернативным способом, которым и выступает присоединение. Как процедура ликвидация влечёт также исключение компании из реестра. Если ликвидация рассматривается компанией по причине возникновения крупных задолженностей, стоит рассмотреть присоединение как один из возможных вариантов.

Ликвидация (присоединение) включает в себя несколько этапов. На первом этапе ликвидация связана с подготовкой первоначальной документации. На втором этапе ликвидация предусматривает предоставлении документации в регистрационные органы.

На третьем этапе ликвидация как процесс заключается также в уведомлении кредиторов и заинтересованных лиц. На четвёртом этапе ликвидация предусматривает публикацию информации в специальном печатном издании.

На пятом этапе ликвидация связана с получением разрешения в антимонопольных органах. Ликвидация на шестом этапе влечёт проведение инвентаризации. Ликвидация на шестом этапе предусматривает составление акта передачи.

На предпоследнем этапе ликвидация предполагает подготовку заключительной документации. На последнем этапе ликвидация заключается в регистрации измененных данных в государственных структурах.

Когда проводится ликвидация, необходимо составить первоначальные формы документов, каждое из присоединяемых обществ должно провести общие собрания учредителей (участников) для того, чтобы рассмотреть и утвердить соответствующее решение.

Похожие услуги по теме

Ответы на вопросы

12.01.2016

1) Отчетность в случае реорганизации

Датой реорганизации является день внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности старой (реорганизуемой) или о создании новой организации (организаций) (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Подать отчетность за последний налоговый период может как реорганизуемая организация (до даты реорганизации), так и ее правопреемники (после даты реорганизации). То есть правопреемник должен представить отчетность, только если такие декларации (расчеты) не были представлены реорганизуемой организацией.

Такой порядок следует из положений статьи 50 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-229, от 13 сентября 2012 г. № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14 января 2013 г. № ЕД-4-3/104, УФНС России по г. Москве от 10 февраля 2012 г. № 16-15/011630.

Исключение составляет отчетность по НДФЛ: справки 2-НДФЛ за период с начала года до даты завершения реорганизации должна подавать реорганизуемая организация. Сделать это нужно до момента завершения реорганизации.

А правопреемники должны сдавать справки 2-НДФЛ только за период со дня, следующего за днем реорганизации, до конца года. Такая точка зрения высказана в письмах Минфина России от 19 июля 2011 г. № 03-04-06/8-173, ФНС России от 26 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17827, УФНС России по г. Москве от 21 апреля 2010 г. № 16-15/042728.

После внесения сведений в ЕГРЮЛ в зависимости от формы реорганизации обязанность по представлению налоговой отчетности либо остается у реорганизуемой организации, либо переходит к вновь созданным организациям (правопреемникам).

Правопреемники должны сдавать налоговую отчетность за реорганизуемые организации при реорганизации в форме:

  • слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • присоединения (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • разделения (п. 6 ст. 50 НК РФ). При этом порядок представления отчетности правопреемниками должен быть определен передаточным актом (ст. 59 ГК РФ);
  • преобразования (п. 9 ст. 50 НК РФ).

Если реорганизация проходит в форме выделения, налоговую отчетность должна сдавать реорганизуемая организация.

Место подачи деклараций и расчетов за последний налоговый период реорганизуемой организации зависит от того, кто подает эту декларацию: реорганизуемая организация (до даты реорганизации), или ее правопреемники (после даты реорганизации).

До даты реорганизации декларация подается по месту учета реорганизуемой организации, после – по месту учета правопреемника.

При этом если правопреемник является крупнейшим налогоплательщиком, он должен подавать декларации по всем налогам в инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (письма ФНС России от 11 ноября 2010 г. № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 28 августа 2012 г. № 16-15/080280).

Ликвидационная комиссия

Для ликвидации учреждения создают специальную комиссию (ликвидатора). Например, учредитель федерального уровня должен это сделать в двухнедельный срок после принятия решения (п. 28 Порядка № 539).

  • 3 рабочих дня
  • – в такой срок после принятия решения о ликвидации учредитель должен сообщить о нем в налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ
  • С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. В частности, она:
  • размещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Для этой цели подойдет не любое издание, а только те, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц;
  • принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
  • письменно уведомляет кредиторов о ликвидации учреждения. Они вправе выставить свои требования не позднее двух месяцев со дня публикации сведений о ликвидации. Именно ликвидатор впоследствии будет выступать в суде.
Читайте также:  Постановка авто на учет: могу ли я поставить машину на учет в городе Дзержинск если сама я прописана и проживаю

Те активы, на которые в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание, комиссия передает собственнику (учредителю).

Не всякое имущество можно продать для уплаты долгов

У ликвидируемых учреждений часто не хватает денег для погашения долгов. В таком случае ликвидатор вправе продать часть имущества (за исключением особо ценного) с публичных торгов.

Напомню, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления.

Исключение – недвижимость и особо ценное движимое имущество, закрепленные за организацией ее учредителем или приобретенные на выделенные им средства.

Пример 1. Право оперативного управления имуществом прекращено. Надо отразить операцию возврата активов учредителю.

ДЕБЕТ 4 401 20 241 КРЕДИТ 4 101 00 410 – переданы основные средства по балансовой стоимости;
ДЕБЕТ 4 104 00 410 КРЕДИТ 4 401 20 241 – передана сумма амортизации, начисленная по основным средствам;
ДЕБЕТ 4 401 20 241 КРЕДИТ 4 102 20 420 – переданы нематериальные активы по балансовой стоимости;
ДЕБЕТ 4 104 20 420 КРЕДИТ 4 401 20 241 – передана сумма начисленной амортизации по нематериальным активам;
ДЕБЕТ 4 401 20 241 КРЕДИТ 4 103 10 430 – переданы не произведенные активы по фактической стоимости;
ДЕБЕТ 4 401 20 241 КРЕДИТ 4 105 20 440 – переданы материальные запасы (особо ценное движимое имущество учреждения) по фактической стоимости.

На сумму переданных активов уменьшите показатель счета 210 06 «Расчеты с учредителями».

Промежуточный ликвидационный баланс

Этот документ комиссия составляет по форме 0503830, после чего его утверждает учредитель.

Важно запомнить!

Ликвидацию считают завершенной, а бюджетное учреждение – прекратившим существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ст. 21 Закона № 7-ФЗ)

Ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, перечень предъявленных кредиторами требований и информацию о результатах их рассмотрения. Для формирования баланса проводят расчеты с дебиторами и кредиторами.

Его разделы заполняют в порядке, предусмотренном пунктами 14–21 Инструкции о порядке составления отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее – Инструкция № 33н).

При этом по строке 621 отражают остаток по счету 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», по строке 622 – остаток по счету 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Напомню, что в форму баланса в этом году внесли изменения (приказ Минфина России от 20 марта 2015 г. № 43н). Так, в ней теперь отражают:

  • непроизведенные активы (новые строки 248, 258, 268);
  • финансовые активы (новая строка 249).

Оставшиеся после расчетов средства перечисляют на соответствующий счет в Федеральном казначействе. Затем все лицевые счета учреждения закрывают.

Обязательные извещения

5 рабочих дней – в такой срок после направления уведомления о начале реорганизации в налоговый орган надо известить о ней кредиторов (п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

После того как в ЕГРЮЛ внесли запись о начале процедуры реорганизации, учреждение должно опубликовать соответствующее уведомление в СМИ. Сделать это надо дважды с периодичностью один раз в месяц.

Кроме того, приняв решение о реорганизации, нужно в течение трех дней сообщить о нем в ПФР и ФСС России.

Учет передачи активов и обязательств

Учреждение может передать обязательства и имущество еще до того, как начат процесс реорганизации. В этом случае для отражения в учете используют счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».

Важно запомнить!

Передаточный акт подписывает как учреждение-правопреемник, так и реорганизуемое учреждение (письмо Минфина России от 22  августа 2013 г. № 03-01-11/34511).

Комиссия подготавливает передаточный акт и бухгалтерскую отчетность в составе необходимых форм не позднее срока, который учредитель установил для реорганизационных процедур (п. 75 Инструкции № 33н). При этом в обязательном порядке производят инвентаризацию активов и обязательств.

Передачу имущества, прочих активов и обязательств оформляют документально лишь после того, как информация о реорганизации обнародована, а все необходимые извещения разосланы. Для отражения операций в учете используют счет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

В частности, в результате реорганизации в форме присоединения в учете учреждения-правопреемника сводят показатели всех объединенных учреждений. Рассмотрим на примере отражение в учете передачи обязательств.

Пример 2. В ходе реорганизации одного из учреждений другому были переданы расчеты по обязательствам по передаточному акту.

Бухгалтер учреждения-правопреемника отразил принятие кредиторской задолженности так:

ДЕБЕТ 0 304 06 830 КРЕДИТ 0 302 00 730 – приняты к учету расчеты по принятым обязательствам;
ДЕБЕТ 0 304 06 830 КРЕДИТ 0 303 00 730 – приняты к учету расчеты по платежам в бюджеты;
ДЕБЕТ 0 304 06 830 КРЕДИТ 0 304 00 730 – приняты к учету расчеты с прочими кредиторами;
ДЕБЕТ 0 304 06 830 КРЕДИТ 0 208 00 660 – приняты к учету расчеты с подотчетными лицами в части кредиторской задолженности.

По дебиторской задолженности проводки были следующими:

ДЕБЕТ 0 206 00 560 КРЕДИТ 0 304 06 730 – приняты к учету расчеты по авансам;
ДЕБЕТ 0 209 00 560 КРЕДИТ 0 304 06 730 – приняты к учету расчеты по ущербу имуществу и иным доходам;
ДЕБЕТ 0 208 00 560 КРЕДИТ 0 304 06 730 – приняты к учету расчеты с подотчетными лицами в части дебиторской задолженности.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон о бухгалтерском учете) при реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 3 статьи 16 Федерального закона о бухгалтерском учете). Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Из изложенного следует, что действующим законодательством Российской Федерации на реорганизуемое юридическое лицо возложена обязанность по составлению и представлению в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный год.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Пунктом 2 статьи 50 Кодекса установлено, что правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков. Таким образом, в случае неисполнения присоединенным лицом обязанности по составлению и представлению в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный год данная обязанность переходит к юридическому лицу, к которому присоединилось указанное лицо. Следовательно, в рассматриваемой ситуации в связи с неисполнением вышеуказанной обязанности присоединенными организациями данная обязанность перешла к Обществу. При этом, как указано выше, годовая отчетность присоединенных организаций должна быть представлена в налоговый орган не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, которым в данном случае является период с 01.01.2013 до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности этих организаций (01.10.2013).

Соответственно, в случае несоблюдения Обществом вышеуказанного срока представления годовой отчетности присоединенных организаций имеются основания для привлечения к ответственности за данное правонарушение в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2) Как отразить возврат субсидии на государственное задание

Если у бюджетного учреждения и автономного учреждения уменьшили размер субсидии (например, в связи с сокращением объема госзадания или же если вы не полностью его выполнили), тогда доход сторнируйте. Причем, если субсидию уже получили полностью, придется ее вернуть. Проводки такие:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Сторнирован доход от получения субсидии на госзадание при возврате в бюджет (на основании бухгалтерской справки ф. 0504833) Методом «красное сторно»
4.205.81.560